История о том, как процветающие регионы с райской природой превратились в руины. О том, как природа пожирает города. О том, к чему приводит война…
Ткуарчал
Началось все с того, что мы не успели на автобус до Ткуарчала. Узнав о нашем «несчастье», водитель автобуса до Очамчиры сказал, что может нам помочь. Он обгонит автобус и мы сможем в него сесть перед поворотом с основной трассы. Сказано- сделано. И вот мы мчим 120 км/час по трассе, обгоняя машины и объезжая коров на дороге, а где-то на заднем сидении креститься бабулька и кричит водителю- поубиваешь нас!
Пересели на нужный автобус. На горизонте появились горы, над нами сгустились тучи, похолодало. Климат здесь заметно отличается от побережья. За окном показались разрушенные здания и дымовые трубы. Добро пожаловать в город-призрак Ткуарчал.
Ткварчели был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году. Основу промышленности составляла добыча и обогащение угля. В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской автономной республики, которая была частью Грузинской ССР.
Административного деления в городе, как такового, не было, однако в состав Ткварчели входили близлежащие поселки, такие как Акармара, Джантуха, Поляна и др. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек. Ткварчели уникальное место — это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992—1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта.
Население города до войны- 40 тыс. человек, сейчас — 5 тыс. человек.
В городе работала ГРЭС которая снабжала электроэнергией предприятия и дома в городе и далеко за его окрестностями.
Опора канатной дороги соединяющей верхний и нижний город.
Вагончик застрявший где-то посредине. Так и висит тут десятилетиями.
Здание вокзала очень красивое, но в ужасном состоянии. Пассажирское сообщение на станции отсутствует.
Административный корпус ГРЭС.
Заброшенная мотриса в кустах. Правда, задняя кабина обитаема, на что указывает целый замок.
Увидев нас из далека, сторожа электростанции пригласили к себе в гости. Да еще и разрешили самостоятельно прогуляться по территории. В наших краях такого гостеприимства не встретишь.
Во время войны ГРЭС подверглась обстрелам и до сих пор не восстановлена.
За разрушенным зданием на станции производиться перевалка угля добываемого абхазо-турецкой фирмой «Ткуарчалуголь» в горах открытым способом. После вагоны с углем отправляют в порт Очамчиры и на кораблях- в Турцию.
Тот самый вагончик.
Внутренности электростанции.
После осмотра станции, строж по имени Алик поинтересовался нашими планами. Я ответил, что мы собираемся в Акармару. Алик сказал, что этого делать не стоит, ведь на дворе вечер, а в темноте мы можем заблудиться и быть съедены голодными шакалами. И предложил поставить палатку прям на территории ГРЭС под его чутким присмотром. На том и порешили.
После мы отправились в магазин и приготовили кушать. Сели за стол, прямо под опорами ЛЭП и ужинали обсуждая жизнь и политику.
Рано утром нас разбудил Алик и сказал, что нашел нам машину, которая отвезет нас туда, куда мы хотим. Это было очень кстати, так нам бы пришлось идти 16 километров в гору. Заплатив немного за бензин мы отправились к шахтерским поселкам в горах.
ЖД мост через Галидзгу. Пути разобраны. При союзе тут ездили поезда груженные углем.
Поляна
Конечная точка нашего маршрута — поселок Поляна. Артур, который привез нас сюда, до войны жил в тут.
Это бывшая школа. Мы зашли во внутрь, но долго не протянули. Там стоит невыносимая вонь. Теперь в ней коровник (или свинарник).
Этот дом в послелке — самый заселенный. У некоторых есть свой автотранспорт.
Собака-охраняка. Как только увидела нас — залаяла, чем привлекла внимание жителей.
А в этом доме не осталось ни одной жилой квартиры. Природа медленно поглощает его.
Поляна — шахтерский городок. Раньше тут жило около 10 тыс. человек, а в очереди на квартиру стояли годами.
В конце 80-тых шахты начали закрывать, а народ- разъезжаться. Ну а потом война…
Все кто смогли- уехали. Остались в основном пенсионеры.
По улицам бродят коровы.
Пустые улицы…
Только иногда местные выглядывали с балконов, посмотреть на редких туристов.
На первом этаже этого дома раньше был магазин. Теперь близжайший магазин через 10 километров.
В квартирах пусто. В некоторых местах перекрытия проваливаются.
Возле этого дома пасутся свиньи.
Ужасающая картина.
Тишина и спокойствие. Никакой суеты.
Люди тут добрые и отзывчивые. Есть обычай здороваться со всеми, даже с незнакомыми и это очень приятно.
Горящая лампочка тут — признак обитаемого жилья.
Джантуха
Покинув Поляну, мы стали возвращаться в сторону Ткуарчала. По пути зашли еще в один город-призрак — Джантуха.
В центре валяются два разбарахоленных запорожца.
Тут тоже жили шахтеры. По комсомольским путевкам люди приезжали со всего союза. Местные говорят, что было и много украинцев.
Заброшенный кинотеатр.
А этот дом совсем рухнул.
Поросенок.
Главная улица в Джантухе. Как видно, в домах где живут люди — перекрыли крыши.
Ради интереса мы зашли в один из подъездов. На удивление квартиры здесь, в отличии от Поляны, остались в хорошем состоянии. Чья-то кухня.
И спальня.
В этой комнате даже старый телевизор остался. А паркет уже кто-то начал разбирать. Возможно — на обогрев.
Детская комната с качелями.
На этой кухне только плита уцелела.
Покидаем Джантуху.
Вот такие пейзажи видели люди, проживающие здесь, со своих окон. На верхушка гор еще полно снега, не смотря на июнь.
Акармара
Еще один городок — Акармара. Но по сравнению с Поляной и Джантухой — тут полно людей.
Быстрая и шумная Галидзга. Не рискнул бы перейти ее вброд.
Посмотрев все, мы двинули в сторону Ткуарчала. До него оставалось 11 километров. Идти пришлось недолго, первая проезжающая машина остановилась и водитель предложил подвезти нас. А потом еще и показал местные достопримечательности города.
Напоследок бонус — Акармарский водопад. Очень красивое зрелище. Мощная струя воды высотой в пятиэтажный дом. Не смотря на отрешенность этого места, буквально за моей спиной идет стройка. Под навесом будущего кафе мы около получаса ожидали окончания дождя и пили чай. Его хозяин живет в нескольких километрах от водопада и любезно согласился подвезти нас сюда. Думаю скоро просмотр этой естественной красоты станет платным, а туристов будут за большие деньги привозить из крупных городов.
Автор —
zorge_richard