По-настоящему экстремальная ситуация может возникнуть не во время крушения судна у неизвестных берегов, автокатастрофы или аварийной посадки в лесу «на фюзеляж». Она может возникнуть в момент понимания простого факта, что вы не представляете, где находитесь. Как быть, если никто не знает, где и как вас искать, а вы не знаете, куда идти?
О том, что не стоит уходить с места падения авиатранспорта, мы уже говорили, так как именно его обнаружат спасатели в первую очередь. Но если надежды на поиски в правильном направлении нет, то на выручку должны прийти умение «читать» визуальные знаки в чужой местности, обозначающие близость жилья.
Первым делом осмотрите местность с максимально высокой точки. Это может быть, например, дерево на холме или скала среди равнины. Таким образом, можно наметить ориентиры для движения или заметить следы деятельности человека – дым, огни, искусственные сооружения или активность авиатранспорта на взлете и посадке.
Определить расстояние до них при отсутствии оптики не очень сложно. Для этого нужно знать, что ночью видимость составляет:
• Обычного фонарика 2 – 5 км.
• Костра 6 – 11 км.
• Фар автомобиля 10 км.
• Зарево городских огней 40 – 60 км.
С другой стороны, днем на равнине можно увидеть:
• Людей за полтора километра.
• Отдельные столбы за 3 км.
• Обычный дом за 5 км.
• Высокий дом за 10 км.
• Элеватор, церковь и т.п. – за 20 км.
• Трубы завода за 5 – 7 км.
• Густой дым заводских труб за 50 км.
• Поселок за 15 км.
Чтобы повысить чувствительность глаз можно использовать следующие методы:
• Спокойное и глубокое дыхание.
• Обтирания лица и шеи холодной водой (подойдет и снег).
При визуальном обследовании местности необходимо сосредоточиться только на данном действии. Это повысит чувствительность зрения в полтора раза. С другой стороны, если вас будет отвлекать шум или нетерпеливость собратьев по несчастью, это может снизить остроту глаз, и вы пропустите что-то важное, что позволит выжить.