Каким должен быть автомобиль для БП — «пожилой» или новый?


Каким должен быть автомобиль для БП — «пожилой» или новый?

Накину-ка я ещё на вентилятор. Опять много букафф… Регулярно читаю на форумах выживальщиков и препперов о том, как выбрать машину для БП. Помимо обычных и резонных требований типа рамной конструкции и полного привода приводится еще один параметр: приобретение автомобиля из давно прошедших лет. Оно основано на гипотезе, что такой автомобиль чинить проще, и прослужит он дольше, ибо ездит на моче ишака, и, просто, «раньше делали лучше». Цель сего опуса — дать немного пищи для размышлений по этому вопросу.

Каким должен быть автомобиль для БП?

Сперва немного о том, на чём я основываю своё мнение. Я не профессиональный автомеханик, но мне довелось либо чинить и модифицировать, либо полностью восстанавливать российские и иностранные автомобили из 1960х, 80х и 90х годов. Теперь мы с сыном возимся с машинами из 2000-2010-х. И картина выходит совсем противоположная. Я не претендую на истину в конечной инстанции, но все что написано ниже основано на личном опыте. Не на том как «я видел, как дед Запорожец кувалдой чинит» или «мне говорили».

Введем исходные параметры. Пришел БП, соответственно, население значительно сократилось, и традиционные производственные цепочки разрушены. Ограничено производство как энергоносителей, так и электроэнергии. Еда производится локально, в лучшем случае торговля ведется только с ближайшими соседями. Человеческие ресурсы, особенно квалифицированный персонал, тоже ограничены.

Зададимся также вопросом — как долго вы надеетесь использовать автомобиль. Добраться из точки А в точку Б в первые дни БП, и потом пересесть на велосипед или лошадь? Тогда можете перестать читать прямо сейчас — выбор будет продиктован не ремонтопригодностью, а спецификой маршрута и полезной нагрузки. Если хотите протянуть пару лет и дольше, читайте дальше.

Ремонт автомобиля в условиях БП

Обсудим ремонт в условиях БП. Моё личное мнение сводится к тому, что весь ремонт в первый десяток лет будет производиться заменой узлов и деталей, а не их ремонтом. Почему? Просто потому, что у вас или у вашего анклава будут гораздо более важные задачи, чем, скажем, капиталка движка. А вот бесхозные автомобили будут стоять на дорогах.

Рассмотрим необходимые ресурсы, чтобы, например, починить простейшую шкворневую подвеску, не имея деталей для замены. Как минимум вам будет нужно иметь доступ к (а) металлам (сталь для собственно шкворня и латунь для втулок); (б) слесарному инструменту, в идеале, токарному и фрезерному станкам, (в) либо иметь навыки работы самому, либо иметь доступ к квалифицированному специалисту, (г) в зависимости от конструкции, иметь либо горн для закалки деталей, но лучше электричество и оборудование для поверхностной закалки. Как только мы влезаем в разговор о капиталке двигателя, добавляется необходимость замены прокладок, колец, подшипников (или соответствующим материалам) и прецизионному инструменту.

И вот придете вы к главе анклава и скажете, что ваш Форд Бронко (классная, кстати, машинка) 1970-го провернул подшипник коленвала. Дайте мощности, электричество и 50 часов вашего слесаря. Вас ведь просто пошлют в сторону нефритового жезла, ибо мастерская занята ремонтом техники для посевной, слесарь обслуживает оружие, а электроэнергию с госпиталя мы тебе, друг ситный, просто не дадим. Иди вон подбери другой автомобиль из тех, что на дорогах валяются. За два года в них сальники посохли да погнили? И движка запасного не найти всё равно? И посадочные места больше никто так не делает, чтобы на другой движок махнуть не устраивая танцы с бубном? А кто тебя, дебила, просил на анахронизме кататься, который бензин и масло жрет как не в себя, да ещё и запчастей нет? Да и у вас самого в сутках всего 24 часа. Тратить их на ремонт деталей вручную просто расточительно. Это сейчас я могу из интереса сваять панель корпуса из листового металла или переделать посадочное гнездо под сальник на фрезерном или токарном станке, а при БП будут куда более насущные задачи.

«Пожилой» или новый автомобиль?

И вот теперь, осознав, что скорее всего вы будете менять, а не чинить детали, рассмотрим необходимость пожилого автомобиля.

Двигатель

Качество изготовления двигателей, сравнивая 60-е и выпущенные недавно, выросло неимоверно. Для тех, кто скажет, что я повелся на уверения маркетологов, повторюсь — моё мнение основано на эксплуатации и проведении ремонтов автомобилей и капитальных ремонтов двигателей из пяти разных десятилетий.

Простой пример — сколько из вас видело Жигулёвский (до 7-й модели включительно) движок, который прошел больше 100-150 тысяч км без серьёзного ремонта или капиталки? Я могу сосчитать такие на пальцах одной руки. В моей первой машине, ВАЗ 21013, движок был расточен после 120000 км. А вот для современных, даже таких поганых, как некоторые фордовские, пройти 100 тысяч миль (примерно 160 тысяч км) до ПЕРВОГО ремонта это не вопрос. У меня лично была пара машин, которые я продал на этой отметке, и о ремонте, не говоря о капиталке, двигателя вопрос даже не стоял. Лично видел джиповский бензиновый 6-ти цилиндровый движок из 2000-х, в котором при капремонте нужно было проточить коленвал на один (!) размер после 200000 (!) миль. Лично чинил движок из 60-х, который нужно было протачивать на 4 размера после 70 тысяч миль. У моего знакомого Хонда Аккорд прошла 340000 миль (т.е., более полмиллиона км) без капремонта.

Для всё ещё не верующих, предложу посмотреть на гарантийные обязательства производителей автомобилей — 5-10 лет или 60-100 тысяч миль гарантии на powertrain (двигатель, трансмиссия, раздатка, привод) считается вполне нормальным явлением. Ни один производитель не будет делать этого себе в убыток. Даже в 90-е прошлого века такие гарантии не давал практически никто, а в 50-е и 60-е об этом даже не заикались. Есть «вечные» старые двигатели, есть поганые современные, но в среднем надёжность увеличилась значительно. Добавим экономичность, критичную в условиях недостатка топлива, и пожилые двигатели становятся проблемой.

Способность ездить на всяком говне

Вопрос спорный. Лично испытаний не проводил (ибо свои машины жалко), но разумею так. Электронная система зажигания имеет более широкий допуск параметров работы без внешнего вмешательства. Однажды нечаянно залил 76-й в машину, которая требует 95-й. Прокатался без проблем с детонацией и даже без заметной потери мощности. А вот если заправлять пожилой движок бензином без свинцовой присадки (или заменителя оной), он изуродует головку цилиндров без закаленных посадочных мест под клапана на раз-два.

Как вариант для выживания рассмотрите движок под FlexFuel, как способный ездить как на нормальном бензине, так и на бензиново-спиртовой смеси с содержанием спирта 85%. Причем бензин в смеси нужен только для беспроблемного запуска в холодное время. Но вот запчасти будут немного более специфическими, причем не для двигателя, а для системы подачи топлива.

Качество материалов

Тут вопрос стоит немного иначе — материалы могут быть говном (или просто более тонким металлом), но вот их обработка опять посрамляет предыдущие поколения. Поганые корейские автомобили дают гарантию в 5-10 лет… Про то, что если старый Жигуль не заливать герметиком с завидной регулярностью, то пороги всерьёз пострадают лет за пять, напоминать надо? Если пример Жигуля вас не устраивает, поройтесь в интернете — для любителей исторических английских автомобилей продаются наклейки «На этой машине установлена оригинальная заводская ржавчина».

Общие технические решения

В целом современные механизмы рулят. Никогда не пытались припарковать на уклоне автомобиль в котором коренной сальник двигателя отсутствует как класс? Масло удерживается в двигателе за счет коленвала работающего по совместительству винтом Архимеда и отрицательного давления в картере. И такая-же шняга заменяет лобовой сальник коробки передач. Вот вам пример дизайна из 60-х.

Сложная электроника

Вот это для меня вообще точка расхождения с интернет-экспертами. За 25 лет пользования автомобилями и личного владения 12-ю разных возрастов и от разных производителей электроника вышла из строя один раз. Причем не по вине датчика, а порочного дизайна системы ABS в Ford Escape — заржавели зубчатые кольца на полуосях, с которых датчики вращения колёс считывают информацию.

Помимо этого, современные автомобили имеют возможность дать вам диагностическую информацию, которая в принципе отсутствует в автомобилях предыдущих поколений. Читалка кодов стоит $50. Скажете, что это всё дополнительные системы, которые могут сломаться? Конечно, но вероятность поломки этих систем ниже, чем вероятность отказа механики. Те же датчики ABS имеют пожизненную заводскую гарантию. Что это значит — читайте выше. Да и чинить электронику на порядок проще, чем механику, при условии замены узлов, но именно на это и надо рассчитывать при БП.

Единственное явное преимущество старых автомобилей — легкость, с которой можно добраться до ремонтируемого узла.

Так какой из этого вывод? Пожилые автомобили создают больше проблем, чем решений. Есть исключения, но детали на 30-70-летний автомобиль где брать?

Как дать вашей шайтан-арбе выжить при БП?

Учить матчасть и готовиться заранее.

Во-первых, роемся в информации и ищем автомобили, из современных, которые надежны и ремонтопригодны. У меня есть трагический опыт ремонта современной машины, в которой замена звукового сигнала производится после снятия обоих передних колёс, подкрылков и переднего бампера. Для непонятливых — такую не берем.

Фокусируемся на моделях, которым 3-6 лет и базовых комплектациях. На них накоплена статистика по поломкам, вышли в свет книги по ремонту, и их на дороге уже много. Исключаем автомобили с критическими проблемами (к примеру, любой автомобиль с фордовским 4-х цилиндровым двигателем EcoBoost). В идеале выбираем модель которая меняется редко. Как пример редко изменяемой модели, Jeep Wrangler JK выпускался с 2007 по 2018 и детали взаимозаменяемы на 90 процентов.
Во-вторых, ищем те, которые распространены повсеместно. Если ремонт будет блоками, значит нужно искать автомобиль, на который можно надёргать детали где угодно, ибо интернет-дилеров деталей не будет как класса. Я вожу Nissan Frontier, он вполне надёжен и ремонтопригоден, но для БП, ИМХО, их слишком мало на дорогах в США, чтобы на него полагаться. Помогает также прицел на автомобили с общими платформами — к примеру, на Wrangler подходят некоторые детали от легковых Доджей, а дифференциал от грузовиков Nissan. Nissan Frontier делится деталями с Nissan xTerra.

В-третьих, покупаем необходимый инструмент, сгружаем необходимую информацию по ремонту. Я, вообще, считаю, что инструмента не может быть много, но весь доступный просто не упрешь.

В-четвертых, набираем детали и расходники. На основе статистики поломок запасаемся самыми «больными» деталями. Регулярно течет сальник на полуоси? Либо закупаем несколько, либо набираем на свалках. Закупаемся маслами и жидкостями с прицелом на лет пять. В оригинальной упаковке с ними за этот период ничего не случится.

В-пятых, учимся обслуживать и чинить свой автомобиль сами. Никакие книги не заменят личного опыта.

Выводы

На примере США, вместо дедушкиного Ford Bronco берём пяти- шести-летнюю Toyota Tacoma или Ford F150. Их продается дохрена в день (F150 продают 2500 в день, так что за модельный период их выпускаются миллионы), детали есть везде, знаний накоплено, машины большие и работать с ними легко. Как-то так.

P.S.: об электрических автомобилях надо ещё подумать.

(с) Pavel Nazartsev

Источник

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Это делать запрещено!