Человеку всегда хочется выделиться, продемонстрировать свою особенность, тем более, если он(а) действует не в обыденных условиях, а чем-то отличающихся от мирного благополучного быта.
Чему служила боевая раскраска в древнем мире? Кроме устрашения врагов, конечно же — обозначению статуса носителя, подчёркиванию его заслуг перед обществом. В ней есть правильность, упорядоченность, которые появились не вмиг, не сами по себе. Некое время (десятки лет? сотни?) минуло прежде, чем прошедший инициацию воин точно знал смысл рисунка на его и чужом теле. Пока утверждались регламенты, не обойтись было без выдумки, инициативы.
Позже, девизы и гербы феодальных времён также прошли период неразберихи, пока были упорядочены и намертво привязаны к геральдическим правилам и закономерностям. Когда люди проявляют выдумку, неизбежны повторы, ведь каждый человек уникален и неповторим, пока не встретит такого же. Не обойтись без казусов, при изображении мифологических существ и объектов растительного мира.
Но все архаичные способы самовыражения рано или поздно пришли к строгой иерархии и чёткой классификации. Что уж говорить об армейских и других регулярных структурах, ведь там-то точно со знаками различия полный орднунг? А вот тут начинается самое интересное.
Со Второй Мировой можно с полной уверенностью отсчитывать появление армейских самодеятельных нашивок, не регламентированных уставами и инструкциями. Как яркий, даже провокационный, пример, можно вспомнить руны в петлицах у коллаборационистов из недо-СС, которым вообще-то были положены их собственные петличные знаки.
Из книги «14я гренадёрская дивизия СС «Галиция»», автор Бегляр Наврузов.
Как же это было возможно в принципе? А так, что в воюющих частях, и чем ближе к линии фронта, тем сильнее, размываются малозначительные, непринципиальные элементы дисциплины. Офицерьё становится ближе к солдатне, нештатные средства усиления заменяют стандартные, особенно в условиях дефицита. Уж за петлицами в этих условиях будет следить только дурак, либо проверяющий из штаба. Интересно другое, как это в принципе возможно возиться с самодельными значками вместо углубления и развития системы окопов? Вот это действительно загадка, свои мнения пишите в комментариях.
Ношение петлиц со сдвоенными рунами «Зиг» на воротнике мундира считалось привилегией так называемых «классических дивизий Ваффен СС» из первой двадцатки рейтингового списка дивизий СС, укомплектованных отборным «арийским контингентом». Ношение рун восточноевропейскими добровольцами считалось нарушением формы одежды, правда, в большинстве случаев на это закрывали глаза.
— Ник Уорвол «Войска СС. Кровавый след»
Примерно так выглядел шлем (лишь одна вариация из сотен, наверное) солдат США во Вьетнаме. Надпись «Born To Kill» означает «Рождённый убивать»
Позже с амерами приключился Вьетнам, армейский неформальный фольклор откуда наверняка вспомнится каждому — все эти каски «рождённый самовыражаться» и самопальные элементы снаряжения, при взгляде на которые хочется сыпать терминами «совок» и «колхоз», но никак нельзя, это же штатовская армейская смекалка и изобретательность. Уже с тех пор начало расти и шириться изготовление вышитых шевронов на заказ, с черепами, полуодетыми феминами, кинжалами и крупными представителями семейства кошачьих. Соответственно, сугубо неофициальных, не предусмотренных регламентами, но непоколебимо занимающих своё место на полевой и дембельской форме.
Вернувшись из Вьетнама, весёлые парни немножечко ударились в мрачнуху и социопатию, тащемта планомерно выдумывая и заказывая байкерские нашивки например. Тут сдерживаться вообще никто не пытался, а совсем наоборот.
Слегка возвращаясь по хронологии назад, стоит упомянуть скаутов и подобные иррегулярные и откровенно невоенные формирования. Их нашивки, типа наградных за достижения, конечно, учреждены сверху, но их разнообразие и пестрота подводят к тому, что обладатель бОльшего количества сильнее выделяется на фоне коллег, а значит — его боевой дух выше и толще. Инициативой сверху создавались также туристические и стройотрядовские нашивки, впрочем, здесь надо учитывать, что учреждались они на уровне клубов и институтов, то есть та ещё централизация. Фактически, та же выдумка и самовыражение, но для группы лиц. Кстати, уже туристические нашивки отражали не только принадлежность к какой-то группе, но и участие в каких-то событиях, типа слётов и соревнований, и уже на этом этапе начало формироваться коллекционирование.
В сугубо армейской среде помимо общих для всех знаков различия существовали и существуют индивидуальные эмблемы эскадрилий, например, тоже не утверждённые на уровне Генштаба Минобороны. Можно вспомнить нашивки всяких суперсекретных спецназов, которые, тем не менее, широко известны узкому кругу любителей военной истории и реконструкции.
Настоящее рождение жанра неформальных нашивок как средства самовыражения состоялось, когда уже в XXI веке в вооружённых силах США были поставлены на снабжение комплекты униформы с липучками на рукавах, груди, воротнике и ещё в куче мест, о которых и сказать-то неприлично. В морской пехоте это произошло в 2002 году, в армии в 2004, ну а там и прочие роды войск не сильно отстали.
То есть по сути что имеет место быть? Место, куда на ответной липучке прикрепляются официальные знаки различия. Налепить туда любые другие не может помешать ничто, кроме проверки из штаба, да, или особо придирчивого офицера.
Введение липучей униформы у амеров непостижимым образом совпало с эпохой войн в «песочницах» — Афганистан, Ирак, Ливия и ряд менее знаменитых операций. Это привело к ранее упоминавшейся ситуации — в боевых условиях малозначительные аспекты дисциплины слабнут и размываются. В итоге на боевых выходах можно видеть даже откровенно враждебные местному населению, их религии и образу жизни нашивки. Уже не нашитые, а налепленные, которые легко снимались при приближении вышестоящих.
Да что говорить, если липучка всё чаще появлялась не только на одежде, а на подсумках — «админских» для мелочёвки, медицинских, «утилитарных» грузовых, даже на подсумках для боеприпасов. Чистый холст надо заполнить!
Войны нового века предполагают широкое участие в них разнообразных спецназов. Личный состав оных наделён повышенной тягой к самовыражению, и пониженной склонностью к субординации, а значит, патчики влёгкую может и не снимать при появлении штабистов и генералов. Тем самым в менее специальных подразделениях разжигается зависть и желание подражать бравым парням, а сдерживающие факторы со временем становятся всё менее действенны.
Военнослужащие увольнялись в запас, их контракты заканчивались, а самовыражаться в гражданской жизни меньше не хочется. Скорее больше. Понемногу помимо тактических кепок и липучки на подсумках, которые появлялись на стрельбищах, пространство для крепления патчиков появилось на полувоенных и откровенно гражданских рюкзаках, сумках и сумочках.
И вот наступила эпоха неформальных нашивок, которые уже даже не были неформальными, ибо по природе своей были и есть чисто гражданские, продиктованные выдумкой и желанием самовыразиться. Что тут сказать — Господь, жги. На выбор есть ряд технологий — вышитые знаки, ПВХ-изображения, даже фотореалистичная термопечать. Валом повалили сюжеты из массовой культуры, игр, фильмов и комиксов, мемы, афоризмы и шутки, сюжеты для всех и для тех, кто в теме, детские и 18+. Есть нашивки, которые поймут и поддержат прохожие, а есть, за которые можно получить по роже от каждого второго.
Существует субкультура коллекционирования таких нашивок, существуют культовые производители и выпускаемые ими ограниченные серии. Когда я вспоминаю, сколько иногда просят за нашивку из свежей серии, становится страшно, а когда вспомню, сколько просят за редкий образец из уже распроданной серии, язык деревенеет.
О чём вообще была статья? О том, что есть такой способ самовыражения — неформальные нашивки, и что это не плохо и не хорошо. Если хочется — то никто не сможет помешать. Радуйтесь жизни, но помните, что каждый день может стать последним.
(с)