Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты


Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Не позволяйте спущенному колесу сбить вас с выбранного пути. Узнайте, как осуществить ремонт шины в полевых условиях.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Автор – Джоуи Никишер, OFFGRIDWEB.COM
Перевод и адаптация — Артём Костин, LASTDAY.CLUB

Несколько лет назад мы с коллегами проводили поисково-спасательную операцию. Мы успешно нашли «потеряшку», но на полпути из леса внезапно поняли, что колесо нашего внедорожника пробито. Другой транспорт для эвакуации пострадавшего не подходил, а медицинская помощь ему требовалась срочно. Поэтому пришлось ремонтировать шину в полевых условиях. Получилось. Потерпевший был доставлен в больницу, а мы – обогатились опытом полевого ремонта. Но что бы мы делали, если бы у нас не было нужных навыков и инструментов? Вот у вас они есть?

Поэтому для начала поговорим про самый простой и банальный вариант “ремонта шины”…

Замена колеса

Да, некоторым автолюбителям очень повезло и у них никогда не возникало необходимости менять спустившуюся шину самостоятельно. Другим повезло меньше, и они прекрасно знают, какой это геморрой – менять колесо прямо посреди дороги. Хуже, пожалуй, только делать это посреди глухого леса. Так вот, стоит опытным путём выяснить, как это делать самостоятельно. Без шуток, потому что хоть в теории это любой умеет — “Делов-то — поддомкратить, открутить балонником гайки/болты, поднять машину, снять колесо, поставить докатку, закрутить, опустить, затянуть…”, но на практике всегда начинается “А куда домкрат ставить?”, “А где балонный ключ?”, “А как запасное колесо открутить?” и т.д.

Лучше заранее изучить и потренироваться, чем с трудом и матюками пытаться что-то делать в экстренной ситуации. А после того, как вы научитесь это делать сами – обязательно научите этому своих домочадцев и людей, которых вы регулярно возите в своей машине – чисто на всякий случай.

Помимо соответственных знаний, вам понадобятся ещё и инструменты. И, конечно же, само запасное колесо. Без него, сами понимаете, сложно что-либо сделать вообще. Так вот, стоит разобраться, где в вашем автомобиле оно хранится. И есть ли вообще. Запаски могут располагаться в разных местах автомобиля – под полом, под сиденьями, в пластиковом кожухе сзади, в багажнике, быть подвешенными сзади с помощью кабелей или креплений и т.д.

Последний случай особенно сложен, так как крепления могут отсоединяться только с помощью специальных инструментов, идущих в комплекте при покупке. Кроме того, при работе с ними может понадобиться изучить инструкцию. И это лучше делать в гараже или спокойной обстановке, а не посреди леса. Также стоит регулярно проверять степень накачки запасного колеса и подкачивать его, если давление будет низким. Учитывайте, что многие автомобили поставляются со спущенными шинами, либо с комплектами для ремонта, а не с уже готовыми к установке колёсами.

Также вам обязательно понадобится домкрат, чтобы приподнять автомобиль, балонный ключ или другой гаечный ключ, подходящий по размеру к гайкам и болтам, которыми крепятся колёса. Если же всего вышеперечисленного нет, то это верный путь к катастрофе. Или – к долгому и дорогому ожиданию эвакуатора.

Алгоритм простой замены колеса выглядит так.

  1. Найдите безопасное место с ровным и прочным грунтом.
  2. Включите аварийные огни, установите ручной тормоз и заблокируйте колёса, чтобы автомобиль случайно не укатился в процессе поднятия.
  3. Перед поднятием, ослабьте гайки на заменяемом колесе. Это намного проще делать, когда машина устойчиво стоит на земле, а колёса не вертятся в процессе. Но нужно только ослабить гайки, а не откручивать их полностью.
  4. Установите домкрат в заранее определённую точку под днищем машины и начните подъем.
  5. Открутите гайки, замените колесо, закрутите их обратно, опустите машину, затяните гайки с необходимым усилием.

Перед началом работы, ознакомьтесь с инструкцией к автомобилю. Дело в том, что на современных транспортных средствах существуют два основных способа крепления колеса — с помощью гаек или болтов. И это лучше знать заранее.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Механический домкрат (слева), который вы найдете в багажнике почти каждого автомобиля, несмотря на не самый удобный принцип работы и небольшую площадь опоры, являются отличным выбором для аварийных ситуаций. Гидравлический домкрат (справа) компактен и прочен. Более широкие основания повышают устойчивость, однако они могут быть чересчур высоки для транспортных средств с малым дорожным просветом.

С этим вроде бы всё понятно, да? Но что делать, если колесо не заменить?

Сжатый воздух

Первое, что необходимо будет сделать – заполнить спущенное колесо сжатым воздухом. Если скорость утечки мала, то этого вполне хватит, чтобы дотянуть до сервисного центра. Чаще всего, для этого используются воздушные компрессоры, работающие от 12-вольтового источника питания. Либо – баллоны со сжатым воздухом разного размера, начиная от простых картриджей с СО2, которых может понадобиться несколько штук на одну шину, до больших портативных баллонов. Самый крайний случай – велосипедный насос. Это тяжело, долго и не рационально, если воздух утекает быстрее, чем вы его восполняете. Поэтому если повреждение обширное, необходимы другие методы ремонта.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Существует множество способов накачать шину: от сжатого воздуха и баллонов с CO2, электрических компрессоров и старого доброго ручного насоса.

Наборы для ремонта шин

Существуют различные варианты средств и приспособлений, позволяющие выполнить ремонт шины. Ассоциация производителей шин США — U.S. Tire Manufacturers Association (USTMA), разработала собственные критерии для подобных изделий. О них идёт речь в тексте «Puncture Repair Procedures for Passenger and Light Truck Tires» — «Ремонт шин для легковых автомобилей и лёгких грузовиков». Согласно этим рекомендациям, вы можете работать с отверстиями, не превышающими ¼ дюйма, которые находятся непосредственно в области протектора (но не на его краю или на боковой поверхности). В нормальных условиях, этого стандарта стоит придерживаться, но вы же можете оказаться в ситуации, когда хоть какой-то ремонт шины может определять границу между жизнью и смертью!

Так вот, лучшее средство для ремонта шины – “грибок”, этакая пробка с внутренней заплаткой. Именно их и используют на станциях технического обслуживания. Этот ремонт подразумевает расширение отверстия, установку в него пробки, нанесение клея-активатора и заплатки с внутренней стороны шины.

Обычный человек сможет установить простую заплатку-жгут, не снимая шины с обода. Для начала, установите место повреждения. Затем – удалите мусор и повреждающий элемент (гвоздь, саморез и т.д). Затем с помощью спирального шила – инструмента, напоминающего напильник или рашпиль, зачистите стенки отверстия. Потом – установите жгут (полоску резины) на инструмент для установки жгутов, (инструмент с ушком, напоминающий огромную швейную иглу). Нанесите клей на отверстие и жгут-заплатку, а затем – протолкните её непосредственно в отверстие, оставив наружу торчать не больше сантиметра. Поверните затыкающий инструмент и вытащите его, оставив заплатку в отверстии. Несколько минут подождите – пусть клей схватится. Если повреждение не особо серьёзное, этого должно хватить. Такой ремонт шины практикуется уже довольно много лет.

И хотя это официально не рекомендуется, но если прокол не заделан, то можно пытаться вставлять в отверстие дополнительные пробки. Кроме того, этот способ не стоит применять и при пробитой боковой части шины. Впрочем, я сам видел подобные заплатки на боковых поверхностях колёс квадроциклов, тракторов и внедорожников. Но только в действительно аварийных ситуациях. И если вы в такой окажитесь, то такую заплатку, конечно, вставить придётся, но ехать нужно будет медленно – со скоростью пешехода. И только до места, где можно будет нормально заменить шину. Это касается как бездорожья, так и проезжей части – иначе слишком высок риск, что затычку выбьет давлением.

Существует множество разновидностей пробок, заглушек, заплаток и грибков, но я бы отдельно выделил Stop & Go International. Они работают по тому же принципу, что и аналогичные грибки для ремонта шин, но предоставляют, при этом, ряд дополнительных преимуществ:

  • два размера – 5/16 дюйма и 7/16 дюйма, что несколько больше стандартных заглушек. А снять лишнюю резину рашпилем намного проще, чем нарастить;
  • форма грибка, при которой головка внутри шины даёт более надёжное уплотнение, по сравнению с плоскими пробками;
  • поставляются со специальными аппликаторами (завинчивающимися или пружинными), которые гарантируют более плотную посадку.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Самый надежный метод ремонта шины — установка заплатки-грибка. Однако это можно сделать в сервисе, где снимут шину с колеса.

Герметики для шин

Вы можете меня спросить: «Зачем какие-то затычки и грибки, если можно заделать пробоину герметиком для шин Fix-a-Flat?». Можно, конечно, но это далеко не самый лучший и удачный вариант. Да, иногда это работает, но у него есть существенные недостатки, мешающие нормальному использованию. Начнём с того, что до изменения рецептурного состава Fix-a-Flat в 2016 году, прошлая смесь, согласно протоколу безопасности от 15.10.2000, являлась коррозийной. Так что старые варианты Fix-a-Flat потенциально могут привести к дальнейшему повреждению шины, а в тяжелых случаях – и к серьёзным проблемам с колесом.

Поэтому данный метод – быстрое, но временное решение проблемы. И химический герметик стоит удалить с внутренней стороны шины при первой же возможности. А за это на многих станциях техобслуживания взымается дополнительная плата. Более того, даже с новой рецептурой, в инструкции всё равно указано, что смесь нужно удалить через 3 дня или 100 миль пробега. Иначе – могут начаться проблемы.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Герметик для шин Slime (который вводится внутрь колеса и закрывает прокол), и более “традиционные” наборы для ремонта шин.

В старой формуле Fix-a-Flat присутствовали тетрафлуоретан, тяжёлые ароматические растворители, аморфный полиолефин, различные ароматические смолы, инертный наполнитель и «фирменное» вещество, охраняемое коммерческой тайной. Новая формула содержит тетрафтор-1-пропен, глицерин и целлюлозу. На всякий случай – проверьте, что написано на банке с герметиком.

Также вы могли слышать про герметик для шин Slime – это густая зеленая жижа, которую можно было впрыснуть внутрь шины, чтобы заделать небольшие повреждения и предотвратить дальнейшее спускание. Производитель утверждает, что это продукт безопасен для TPMS (системы мониторинга давления в шинах), содержит ингибиторы ржавчины и служит в течение нескольких лет. Исходя из моего личного опыта – чистая правда. Шины действительно служат не один год после такого ремонта. Плюс он крайне прост в использовании – необходимо вытащить золотник из вентиля (клапана, через который накачивается колесо), затем – с помощью специального инструмента ввести герметик внутрь шины. В составе Slime есть глицерин, аттапульгит, целлюлоза и кварц.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Ремонт шины — установка жгута-заплатки.

Герметик TireJect напоминает Slime – эту жидкость тоже нужно вводить в камеру через вентиль, и она также эффективна в течение двух лет. Но при этом — куда более жидкая и выпускается в двух вариантах. «Автомобильный герметик» работает с дырками в боковых частях и проколами проектора до ¼ дюйма, оставаясь безопасным для резины, дисков и датчиков давления. «Внедорожный герметик» работает с отверстиями до 3/8 дюйма, которые расположены в том числе и на боковой части, и с шинами, которые уже начали гнить и пропускать воздух чисто в силу возраста. Он изготавливается из жидкой резины, уплотняющих частиц и армидного (кевларового) волокна. Однако — вреден для датчиков давления. Лично я опробовал его на старых шинах моего земельного аэратора, которые не держали давление более двух дней. С момента использования TireJect прошло 30 дней – и они всё ещё продолжали держать воздух! Главные ингредиенты – пропиленгликоль и натуральный каучуковый латекс.

Исследуя вопрос, я наткнулся на ещё один герметик для ремонта шин — FlatOut Multi Seal. Сам я его не использовал, но чувствую, что он достоин упоминания. Точно также, как и два упомянутых выше продукта, это жидкость, которую нужно впрыскивать внутрь колеса через вентиль. По словам производителя, это вещество держится в течение 10 лет, но подходит только для внедорожных шин, поскольку вредит датчикам давления. Multi Seal Pro HD 2500 справляется с отверстиями до ¾ дюйма, а Multi Seal Armor 3500 – до 1 ¼ дюйма. Такие дырки, например, оставляют пули при попадании. Химические ингредиенты в составе FlatOut Multi Seal – 50-процентный пропиленгликоль, а остальное – фирменные компоненты в малых дозах.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Вы можете использовать комплект внешних заплаток-жгутов , чтобы отремонтировать шину, не снимая ее с колеса. Процесс включает в себя удаление предмета, проколовшего шину, очистку отверстия, затем установку жгута и нанесение клея-активатора. Разумно после этого заехать в сервис, разобрать колесо и установить заплатку-грибок на внутреннюю поверхность шины, чтобы снизить риск пропускания воздуха.

Экстремальные методы ремонта шин

Мой друг катался на квадроцикле по пересечённой местности и пробил колесо. Отверстие было слишком велико для обычных методов починки, а запасного колеса не было. Что же он сделал? Он зашил отверстие. Именно так — он взял толстую иглу для брезентовой ткани и толстую капроновую нить, наложил на отверстие кучу швов, поместил заплатку изнутри на шину, а затем – залил всё и снаружи и внутри клеем-активатором. Этого хватило, чтобы доехать до мастерской.

В некоторых странах третьего мира всё ещё ремонтируют повреждения с помощью горелки и кусков резины, которую плавят прямо на повреждённые участки. Это, конечно, требует очень умелых рук, но множество шин было отремонтировано именно таким образом. Есть ещё старый «школьный трюк», позволяющий нацепить сдувшуюся шину обратно на колесо — любой воспламеняющийся аэрозоль. Вы впрыскиваете его внутрь, поджигаете, газ расширяется, шина распрямляется и возвращается на колесо. Но мы не рекомендуем вам использовать этот метод – он довольно опасен, так как резину взрыв может порвать на куски.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Повреждение боковой поверхности шины почти не подлежит ремонту. Ставить заплатки на боковину крайне не рекомендуется, но это можно сделать в качестве временной меры в экстренных случаях.

В заключение

В начале статьи я говорил, что мне и моим товарищам пришлось ремонтировать шину во время спасательной операции. Мы, конечно, могли установить заплатку или грибок, но сначала нужно было бы найти повреждение, а потом ещё и на ремонт время потратить. Мы могли бы просто сменить колесо, но ни у кого вообще не оказалось запаски.

Мы могли бы снять шину и вставить в неё новую камеру. Но для этого нужно было бы найти гаечный ключ, домкрат, всё поднять, разобрать колесо и заменить камеру. Но у нас не было ни ключа, ни домкрата.

Ремонт шины в “полевых условиях”: советы, навыки, инструменты

Высокие домкраты особенно полезны на бездорожье для автомобилями с большим дорожным просветом. такие домкраты имеют широкий диапазон хода, и в дополнение к подъему они могут толкать, тянуть, поднимать и зажимать.

Пришлось делать следующее. Две машины уехали вперёд – за домкратом, ключом, запаской и инструментами. А мы просто начали подкачивать пробитое колесо компрессором. 5 минут качаем – 3 минуты едем. Повторить до готовности. В любом случае, этого хватило, чтобы доставить пострадавшего в руки сотрудников скорой помощи.

Да, всё было бы намного проще, быстрее и удобнее, если бы мы сразу взяли с собой всё необходимое. Но увы, пришлось использовать то, что было под рукой. И хорошо ещё, что у нас хотя бы компрессор был. Так что искренне вам советую – научитесь ремонтировать шины самостоятельно и всегда возите с собой необходимые инструменты.

Источник

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Это делать запрещено!