Как собрать аварийный комплект для автомобиля на случай ЧС в зимнее время? Как правильно подготовить автомобиль и что проверить в первую очередь? Какими навыками должен обладать водитель на случай экстремальной ситуации на дороге?
Примечание: автор оригинальной статьи, Bryan Black, исходил из личного опыта проживания на территории Техаса (где зимой температура редко опускается ниже 0°С), и с суровыми морозами и особенностями подготовки к ним, по всей видимости, не сталкивался. О том, как собрать аварийный комплект для автомобиля на случай действительно суровой зимы, рассказано в статье “Ночь ледяного ужаса. Причина снежной трагедии под Оренбургом”.
Зачем нужен зимний аварийный комплект для автомобиля?
Даже если вы живёте в относительно теплой стране или части страны, это не означает, что к приходу зимы вам не нужно готовиться. И автомобилистов это касается чуть ли не в первую очередь. Даже тех, кто «40 лет за рулём» и кого все сотрудники полиции в округе знают, уважают и не тормозят по пустякам.
Лучше всего подготовиться к зиме заранее, не дожидаясь непосредственного выпадения снега и превращения дороги в каток. Для этого необходимо а) подготовить сам автомобиль, и б) собрать специальный «зимний аварийный комплект для автомобиля», в который будут входить инструменты, спецсредства и вещи. И мы сейчас расскажем вам, на что нужно будет обязательно обратить внимание при подготовке.
Вещи, без которых не обойдётся зимний аварийный комплект для автомобиля, и необходимые навыки
1. Своевременное техобслуживание
Самостоятельная и периодическая проверка технического состояния автомобиля — вещь очевидная, но почему-то многими забываемая. Подразумевает проверку и по возможности замену технических жидкостей, а также поддержание их количества на нужном уровне. В данном случае, речь идёт о трёх наиболее важных вещах: антифризе, топливе, «незамерзайке». Антифриз нужен для нормальной работы двигателя и системы обогрева, специальная «зимняя» незамерзающая жидкость, вовремя налитая в бачок омывателя, даст возможность очистить стекло и сохранить обзор и контроль над дорогой, а полный бак обеспечит пространство для манёвра в сложных ситуациях. Или если придётся пережидать в автомобиле непогоду — только работающий двигатель обеспечит тепло в салоне.
Кроме того, вам будет необходимо раз в пару лет проводить промывку системы охлаждения. Это нужно потому, что ингибиторы ржавчины в антифризе со временем разрушаются и формируют осадок, который мешает системе эффективно выполнять свою работу. Своевременная промывка поможет избежать её засорения.
Что касается всего списка элементов, которые в обязательном порядке надлежит проверить и обслужить, то он выглядит так:
- Антифриз
- Жидкость для очистки стёкол/незамерзайка
- Проверка работы системы отопления
- Состояние тормозов и тормозной жидкости
- Функционирование аварийных огней
- Давление в шинах
- Уровень топлива
- Уровень масла
- Заряд аккумулятора и чистота клемм
2. Силовые кабели, они же «провода для прикуривания»
Одна из крайне важных вещей в условиях зимы. Проблема в том, что их ещё нужно правильно выбрать. Советуем сразу забыть о дешевых китайских моделях, а сосредоточиться на многожильных медных проводах и медных же «крокодильчиках» с гофрированным соединением в местах крепления к кабелям. Про паяные соединения тоже лучше забыть, так как плохой припой может в самый неприятный момент расплавиться.
«Крокодильчики» из других металлов с медным покрытием – вариант, но хуже, чем цельная медь. И чем длиннее будут кабели – тем лучше. Оптимально – 5 метров, но можно и больше.
3. Фонарь
Да, у большинства из нас фонарик – неотъемлемый элемент EDC, но это не означает, что запасной осветительный прибор не должен лежать где-нибудь в бардачке.
Вариантов у вас два – либо светодиодные модели, либо – на лампах накаливания. Светодиоды работают намного дольше, поскольку потребляют меньше энергии, да и не нужно бояться, что лампа выйдет из строя. Лампы накаливания – в среднем ярче и мощнее, но не такие долговечные. В любом случае, запасной фонарик и набор запасных аккумуляторов к нему у вас в машине быть обязан.
5. Полноразмерное запасное колесо…
Спущенное колесо – серьёзная и довольно распространённая проблема, которую, впрочем, можно решить самостоятельно. Увы, средства для герметизации пробоин с проблемой справляются далеко не всегда, а до станции ТО ещё нужно как-то добраться. Так что возите с собой запаску, а ещё лучше — полноразмерное запасное колесо, и регулярно проверяйте уровень давления в ней и состояние резины – нет ли там трещин. Увы, у них тоже есть срок годности – порядка 5 лет.
Особенно такие проверки актуальны, если запаски подвергаются воздействию погодных условий – в грузовиках, например. Лично я провожу проверки всех 5 колёс каждый второй раз, как провожу замену масла. Как бы то ни было, запасное колесо может оказаться крайне полезной вещью в различных экстремальных ситуациях.
4. …и возможность это колесо заменить
Речь идёт как о навыке, так и об инструментах для его реализации. Так что если вы ещё не научились великому искусству смены колёс – самое время наверстать упущенное. И обзавестись двумя необходимыми для работы вещами – домкратом и балонным ключом. Первый нужен для того, чтобы приподнимать автомобиль, второй – снимать гайки, удерживающие колесо на месте.
Если же инструменты уже есть, то убедитесь, что они в полной «боевой» готовности. Например, в наличии рычага реечного домкрата. И в том, что это устройство поднимает машину на уровень, достаточный для работы (а это далеко не всегда так). Не забывайте, что его также можно использовать в паре с лебёдкой или для открывания заклинивших дверей автомобиля в экстренных ситуациях.
6. Основные инструменты для ремонта
Вам не обязательно быть квалифицированным автомехаником, чтобы осуществлять простейший ремонт в опасных ситуациях. Например, заменить аккумулятор. В принципе, небольшого набора гаечных ключей, набора торцевых головок, пары плоскогубцев, «синей изоленты» (тм), мотка клейкой ленты, пары запасных предохранителей и манометра для шин хватит. И я бы рекомендовал добавить к этому списку складную лопатку – зимой этот инструмент может оказать крайне полезным.
7. Автомобильный огнетушитель
Увы, многие автомобилисты забывают об этом крайне важном элементе аварийного комплекта. А если не забывают, то относятся к нему как к формальности. А между тем, его наличие может определять разницу между сгоревшим шлангом и полностью сгоревшим авто. Так что этот инструмент, а также – надёжные крепления для него, необходимы каждому.
Что касается меня, то я использую сухой химический огнетушитель Kidde, однако сейчас присматриваюсь к другой модели – Halotron. В ней в качестве действующего вещества выступает «чистый огнетушащий агент», который быстро превращается в газ, за счёт чего – справляется с пожарами категории А, B, C и не оставляет после себя следов.
Также напомню, что химические огнетушители необходимо регулярно встряхивать и переворачивать – чтобы не образовывался слежавшийся осадок и не происходило слипание действующий веществ. Вам точно не нужно, чтобы в самый важный момент канал оказался закупоренным какой-то гадостью.
8. Аварийная сигнализация
В зимнее время у них двойное применение – и как предупреждение для встречного транспорта о том, что у вас проблемы, и как сигнал бедствия в чрезвычайных ситуациях. А у сигнальных ракет есть ещё и третье – служить источником открытого огня, хоть и не очень долго. В зависимости от модели, они могут гореть от 5 до 30 минут, а убирать их с дороги потом не нужно, так как они сгорают полностью. Согласно одному исследованию от 2005 года, они значительно увеличивают зону безопасности и намного замечаются другими водителями намного раньше прочих аварийных сигналов.
Так что я вожу с собой 6 аварийных ракет Orion Signal, рассчитанных на 30 минут работы и оснащённых специальной стойкой, облегчающей их развёртывание на проезжей части.
Также можно использовать и другие сигнальные средства, типа светоотражающих элементов и предупреждающих треугольных знаков. Или даже химических люминесцентных огней (но их сначала должны осветить фары подъезжающего автомобиля, так что кто-то может просто не успеть среагировать).
9. Запас еды и воды
Даже в холодную погоду крайне важно поддерживать нормальный уровень гидратации. А в экстремальной ситуации – и подавно. Ведь неприятности могут поджидать вас не только в городе или пригороде, но и в глуши, где до ближайшего магазина – минимум несколько часов езды.
Еда тоже важна, но чуть меньше. Рекомендую возить с собой парочку пачек MRE – они лёгкие, вкусные и довольно простые в приготовлении. Но если вы их берёте с собой летом – не забывайте периодически обновлять. Они, конечно, переносят высокие температуры, но лучше не рисковать. А чтобы уж совсем не рисковать – имейте под рукой рулон туалетной бумаги. Правда, зимой это чертовски важно.
Всё это нужно для того, чтобы продержаться до прихода помощи, если вы где-то зимой застрянете. Дождаться спасателей в авто – более эффективная стратегия, чем попытки добраться до людей пешком.
10. Запасная одежда и одеяло
Да, самое обычное одеяло, а ещё лучше – 2 штуки. Разместите их в багажнике и забудьте до тех пор, пока они вам не понадобятся. Ещё круче – полноценный зимний спальный мешок. Плюс запасная куртка, тёплое нижнее бельё, несколько пар тёплых носков, ветровка/дождевик и перчатки.
11. Спасательный инструмент в пределах досягаемости
Основная цель спасательного инструмента – обеспечить вам возможность быстро покинуть транспортное средство, если что-то пошло не так. В нём должны быть минимум две функции – нож для обрезания ремня безопасности и стеклобой. Размещать его нужно там, где до него могут дотянуться как водитель, так и пассажир. А ещё лучше – брать с собой несколько таких штук.
Лично я на каждый ремень безопасности установил CRKT ExiTool – он как раз и перерезать что нужно может, и стекло разбить. Разве что крепления у него не слишком надёжные и он иногда срывается, но ничего лучше я пока что не нашел.
12. Нож и/или мультитул
Да, это тоже крайне важная часть вашего набора EDC, но в аварийный комплект в автомобиле есть смысл положить запасной нож. Или, что более рационально – мультитул с лезвием. У меня их три — SOG PowerLock, Leatherman Wave и Multitasker Series 3. Рекомендую все.
13. Аптечка
Классическая автомобильная аптечка – это базовый минимум, так что лучше возить с собой что-то более эффективное – полноценный Trauma Kit. Хотя бы потому, что в нём есть всё необходимое для остановки травматического кровотечения.
Дополнительное снаряжение и вещи
- Канистра с топливом (я стараюсь держать бак полным, но такой запас лишним не будет).
- Зажигалка или другие инструменты для быстрого разведения огня.
- Наличка – небольшая сумма, но необходимая как раз для экстренных ситуаций.
- Скребок для льда.
Собственно, всё. Перечисленные выше вещи не застрахуют вас от неприятных ситуаций, но значительно повысят шансы на выживание в них. Так что готовьтесь, следите за техническим состоянием своего авто и полезными запасами в нём.
Об авторе
Брайан Блэк (Bryan Black) — основатель Imminent Threat Solutions (ITS Tactical), бывший офицер военно-морского флота США (но в SEAL не прошел – чуть-чуть не хватило), закончил Техасский Университет по специальностям компьютерных наук и журналистики.
Оригинальная статья — 13 Common Sense Items you Need in a Winter Vehicle Emergency Kit
В заключение
Как мы уже говорили в начале, автор проживает в Техасе и при написании статьи исходил из личного опыта (-9°С — это минимальная отметка в Техасе зимой за последние 10 лет). Поэтому для суровых русских зим такой аварийный комплект для автомобиля не совсем подходит.
Предлагаем вам в комментариях здесь или в наших группах в соцсетях дописать то, что вы бы добавили к такому комплекту — попробуем вместе сделать наш собственный «аварийный набор» =)