Новый системный кризис и история человечества. Часть 1


Новый системный кризис и история человечества. Часть 1

Периодически родная пропаганда пугает нас кризисами. Но, судя по тому, как нам эти кризисы преподносятся, как поясняются их природа, их происхождение и последствия, ребята либо чего-то недопонимают, либо чего-то недоговаривают, боясь, как бы их мнение хотя бы на градус разошелся с «генеральной линией партии». Люди чему-то учились, заканчивали престижные вузы, но мир стремительно меняется, в особенности, в последнее время, и старые знания зачастую оказываются не только ненужным багажом, но порой и просто дезориентирующим фактором. Тем более, знания, по отношению к которым больше подошло бы определение «догмы».

В 20-м и 21-м веках кризисов хватало, тут тебе и кризис 2008 года, и «шоковая терапия» начала 90-х, и кризис 1998-го, и, конечно, Великая депрессия. А сколько таких кризисов пережито в прошлом? Описывать их все у меня нет ни времени, ни желания. Однако, за свою историю человечество перенесло несколько масштабных системных кризисов, потрясших общество буквально до основания. Таких, по сравнению с которыми та же Великая депрессия кажется просто детской игрой «в войнушку». Да, что там та Великая депрессия! На фоне этих общественных катаклизмов блекло смотрятся даже мировые войны, что первая, что вторая.

Кроме того, есть все основания полагать, что в настоящее время мир снова стоит на пороге кризиса, сродни тем, о которых пойдет речь в данной статье. Для начала, я расскажу вам об этих кризисах, поскольку новый кризис, в который сейчас медленно, но уверенно, вползает человеческая цивилизация, будет сочетать черты своих «предшественников».

Кризис и падение Римской империи. Причины

Империи создаются, живут, и, спустя некоторое время разваливаются. Таков закон природы. Австро-Венгерская и Персидская, СССР и Речь Посполита, Арабский халифат, Испанская, Португальская, Голландская, Французская колониальные империи – все они благополучно почили в бозе. Но Римская империя развалилась с таким оглушительным грохотом, что мир содрогнулся. Падение Римской империи изменило мир до неузнаваемости, заставив жить по принципиально иным законам. После падения Рима мир на несколько столетий погрузился в пучину Темных веков. Римская империя – империя особая. Это поистине уникальное явление в истории человечества. В отличии от других, более ранних и более поздних империй она просуществовала экстремально долго, почти тысячелетие. Но, за 500 лет до образования империи и спустя 500 лет после ее падения, Рим все еще здорово выделялся на общем фоне, являясь своеобразным маяком, ориентиром для современников.

С воцарением Рима мир стал однополярным. Фраза «все дороги ведут в Рим» появилась не просто так. Рим назначал и снимал владык, диктовал цены, разруливал спорные вопросы между отдельными государствами и народами, а еще собирал со всего мира налог, так называемую, аннону. Разумеется, Вечный город рухнул не в одночасье. Он трепыхался, временами казалось, что он выстоит, и, как минимум, сохранит за собой роль мирового доминанта. Но, нет. За то время, что он стоял, в мире поменялась система ценностей. И в новой системе координат шансов на выживание было уже значительно меньше. Римские олигархи накопили тонны золота, властители на периферии лебезили перед императором, но на историческую арену уже вышли молодые варварские племена, исповедовавшие принципиально другие ценности. Такие, как, например, воинское братство и воинская доблесть. И Риму оказалось просто нечего им предложить. Золото? Но по праву победителя варвары и так брали все, что считали нужным. Звучные титулы и должности? Но у варваров имелась и своя организационная структура, и «полевые командиры» тех лет могли сами провозглашать себя королями, главное, не показать себя слабаком и трусом да не забывать делиться военной добычей с «собратьями по оружию».

Кстати, Рим пострадал еще и из-за своей же жадности. В целях экономии легионы заменили на так называемых федератов, варварские дружины на службе империи. Олигархи получили еще больше денег, но обороноспособность империи теперь зависела от варварских вождей. Которые, несмотря на всю свою относительную дикость и неотесанность, прекрасно чувствовали расклад сил в природе. Кроме того, кстати, как и в наши дни, стремительно росла пропасть между богатыми и бедными. Бедняки ненавидели олигархат, и даже всевозможные подачки не могли изменить ситуацию к лучшему. Вам это ничего не напоминает? Лично мне это напоминает некоторые постсеветские страны, где все население считает представителей власти, от депутата до участкового, гадкими, продажными людьми. То есть, если среди участковых и прочих чиновников внизу бюрократической пирамиды еще остаются приличные люди, то по мере продвижения наверх таковых уже не остается. И так думает большинство людей. Правящая верхушка воспринимается как сборище неких иуд, озабоченных лишь тем, как бы подороже продать породившую их родину. В обществе сформировался определенный стереотип, изменить который будет ох как непросто, если, вообще, возможно. В Риме царили подобные настроения. Тем более, что знаменитая римская вседозволенность и моральная распущенность отнюдь не способствовали авторитету центральной власти. В результате, империи оказалось нечего противопоставить варварам, привлеченным блеском золота. Впрочем, варвары всего лишь ускорили процесс. Рим разложился и его падение представляло собой лишь вопрос времени. Земля, оружие и люди, способные им владеть – вот основные ценности новой эпохи. А не золото, которое легко отнять и не богатые фамильные дома, которые мог разграбить каждый, кому не лень.

На периферии сенаторы, управляющие колониями, какое-то время еще удерживали власть. Как коммунисты, лидеры постсоветских республик, быстренько выбросившие портбилеты и заделавшиеся демократами. Они заигрывали с варварами, пытались строить систему власти по римскому образцу, но такие попытки не принесли успеха. Восточная Римская империя, Византия, продержалась еще несколько веков, но на роль мирового доминанта уже не тянула.

Последствия кризиса

Итак, империя рухнула, и мир погрузился в пучину Темных веков. Дороги больше не строили. Акведуки не восстанавливали. Старые города оказались не нужны. Их заменили хорошо укрепленные замки, способные обеспечить защиту феодалу, его семье и его людям, как дружинникам, так и простым землепашцам. Население банально вымирало. В имперские времена жители италийских городов не сеяли и не пахали, а занимались торговлей, прислуживали олигархам либо просто жили на их подачки. Теперь никто никого просто так не кормил, а торговать

Новый системный кризис и история человечества. Часть 1

стало невозможно. В Риме даже раб мог открыть свое дело, был бы стартовый капитал. Теперь стартовый капитал ничего не значил. Прежде всего было необходимо влиться в систему коллективной безопасности, будь то свободная община или же челядь феодала.

Уцелевшие горожане уходили в леса, в горы, собирались в преступные шайки либо искали себе сильного покровителя, способного защитить. Торговля между странами и городами пришла в упадок, ведь Рим, как город, представлял собой что-то вроде всемирного банка. Теперь же этот банк прогорел. Всемирная глобалицация сменилась всеобщей изолированностью. На территории бывшей империи образовалось несколько варварских королевств, территория каждого из которых, в свою очередь, напоминала лоскутное одеяло, где каждый лоскуток представлял собой владения одного, отдельно взятого, феодала. Римские чиновники перешли на службу к новым властителям, но, поскольку теперь контролирующего центра уже не было, постепенно исчезли как класс. Практически все достижения римской цивилизации оказались забыты. Так, в римской провинции Британия использовали гончарный круг, а в образовавшихся на островах варварских королевствах бриттов и англосаксов – уже нет. Много позже англичане узнали про гончарный круг от арабов, сохранивших некоторые римские знания и технологии.

Географические карты и научные книги (а также светская литература) оказались уничтожены. Яростнее всего достижения римской науки и культуры уничтожали христиане, готовые в чем угодно разглядеть ростки греховности. Даже мусульмане оказались более терпимыми вопросах веры. Хотя и ненамного.

Римская всеобщая распущенность сменилась суровыми сводами моральных устоев, основанных на религии. Всяческое свободомыслие пресекалось. Любого несогласного могли запросто обвинить в ереси и казнить, предварительно подвергнув пыткам.

Что интересно, римская свобода нравов появилась ближе к концу империи. Поначалу в римских семьях следовали определенным моральным нормам. Рабы считались кем-то, вроде членов семьи. Расточительство, праздность и лень осуждались. Вернувшись в свое поместье после войны либо работы в сенате, патриций менял военный плащ или белую сенатскую тогу на простую домотканую рубаху и шел пахать наравне с рабрами. И такой стиль жизни считался нормой.

Новая мораль в этом смысле зашла еще дальше. Распутство строжайше пресекалось. Согрешившую жену в лучшем случае на всю оставшуюся жизнь отправляли в монастырь. А могли и вовсе убить. Замужней женщине считалось позором появиться на людях без платка. А за некоторые вещи, регулярно практиковавшиеся римскими гражданами и гражданками, вроде группового секса с подключением рабов и рабынь либо дружеского секса в кругу семьи без разговоров отправляли на костер либо сажали на кол. У мусульман согрешившую жену сажали в мешок с котами. Мешок поднимали вверх, и коты с перепугу карабкались вверх, разрывая нагрешившее тело. Рассказывать о тех временах можно долго. Но, не зря, не зря раннее Средневековье называют Темными веками. Тогда все рухнуло, на некоторое время порядок сменился хаосом, чтобы затем установился новый порядок, базирующийся на совершенно иных принципах. Демократия и глобализм (как сейчас) сменились диктатурой и провинциальной замкнутостью. Античная просвещенность сменилась религиозным фанатизмом и тотальной безграмотностью. Развитие человеческого общества взяло паузу длиной в несколько веков.

Кризис Длинного XVI века

Постепенно в Европе, да и в Азии жизнь стала налаживаться. Развивались торговля и кораблестроение. Повышалось благосостояние людей. Потихоньку разрастались города. Европа от натурального хозяйства переходила к товарно денежным отношениям. Жизнь землепашца, хоть и оставалась тяжелой, имела и свои светлые стороны. Законы, хоть и достаточно суровые, в определенной мере защищали простолюдинов от произвола дворян. Жизнь постепенно налаживалась. Но в XIV веке по Европе прокатилась жуткая эпидемия чумы под названием «черная смерть». Эта пандемия появилась в Китае, оттуда покатилась на Запад. В 1346 – м году попала в Крым, а оттуда генуэзцами была занесена в Европу. Уже в 1348 — м году от чумы умерло 15 миллионов человек, четвертая часть всего населения. В 1351 – м чума поразила Русь и Польшу. К 1352 – му году в Европе умерло 25 миллионов человек, то есть, треть населения. Люди умирали целыми городами и селами. В городе, пережившем чуму, уцелевшие горожане возводили «чумную колонну». Еще бы: наиболее распространенные формы чумы, это бубонная и легочная. Так вот, на то время при бубонной форме чумы смертность достигала 95 %, а при легочной – и вовсе 98-99 %, то есть, у заболевшего человека шансов выжить было крайне мало. В городах, подвергшихся атаке чумы, люди буквально сходили с ума от страха за себя и за своих близких. Как всегда в экстремальной ситуации, самые темные темные стороны человеческой натуры показывали себя во всей красе.

После этой пандемии в мире произошла социальная революция. До эпидемии структура населения была такова – примерно 75 % населения работало на земле. Еще около 25 % обслуживали аристократию (порой тоже совмещая это с работой на земле). И меньше одного процента составляли собственно аристократы. Треть населения умерло, но количество аристократов не поменялось, ведь оставались наследники. Аристократы требовали, чтобы их обслуживало примерно то же количество людей, что и раньше. Соответственно, нагрузка на тех, кто оставался работать на земле, существенно возросла.

Европейские народы взбунтовались. Благо, после чумы люди и так были довольно нервные и взвинченые. По Европе прокатилась волна крестьянских бунтов и даже крестьянских войн. Но люди восставали не только против земных владык, но и против церкви, и против Бога. Доходило до того, что целые села, а порой и целые города отказывались поклоняться Богу и начинали поклоняться Дьяволу. Появившиеся в разных местах проповедники обвиняли во всех бедах католическую церковь и организовывали свои религиозные общины. Вспыхнули религиозные войны. Знаменитая Варфоломеевская ночь – всго лишь незначительный эпизод одной из них. Новые, протестантские церкви провозлглашали главной жизненной ценностью труд и умеренность в потреблении, католичество за его стремление к показной роскоши клеймилось позором. Где-то, как во Франции и Испании, католицизм кое-как выстоял, где-то, как в Нидерландах, Швейцарии, Швеции, Германии, отступил, освобождая место церкви и идеологии протестантского толка.

Мир и так стремительно рушился, но тут в дополнение к религиозным войнам разразился еще и сильнейший финансовый кризис. Золото и драгоценности из недавно открытых колоний в Америке, Азии и Африки хлынули в Европу. Золото и серебро стремительно обесценивалось. Старая аристократия была вынуждена потесниться, освобождая место новой, сколотившей состояние на колониальной торговле. Мир покатился к капитализму. Но этот процесс шел вовсе не так гладко, как это хотелось бы некоторым историкам. Крестьян насильственно сгоняли с земли («огораживания» в Англии), в результате чего миллионы людей оказались уже не крестьянами, но еще не рабочими, образовав класс бродяг. Кто-то перебрался в Новый Свет, а кто-то банально умер от голода и холода. (Как назло, в Евразии наметилось масштабное похолодание, называемое еще Малым ледниковым периодом). Худо-бедно, данный кризис удалось перебороть. Протестные движения одолели только лишь потому, что их возглавила аристократия, с представителями которой правящая элита сумела договориться. Буржуазные революции, в которых буржуазия громит феодалов – один из исторических мифов. Феодалы сами превратились в капиталистов (в отличие от римских патрициев, не сумевших устоять перед лицом варварской лавины).

Что происходит сегодня?

Прежде, чем перейти к третьему системному кризису, пережитому человеком, наиболее масштабному и опасному, попробуем оценить нынешнюю ситуацию, с тем, чтобы выяснить, каким будет новый системный кризис в плане «схожести» со своми предшественниками.

Сегодня Соединенные Штаты выполняют роль мирового доминанта, подобно тому, как в античную эпоху это делал Рим. Как и тогда, нынешний мир однополярен. Но теперь в роли «новых варваров» выступают жители Африки, Азии, Латинской Америки и некоторых стран Восточной Европы. Запад стареет, Восток молод. Запад — пожилой, обеспеченный, нацеленный на индивидуальные потребительские ценности, образованный, толерантный. И Восток – темный (не только в плане цвета кожи, но и в плане образованности), молодой, порой агрессивный, нацеленный на коллективные ценности (религия, родо-племенные отношения). Запад сыт и материально обеспечен, Восток беден и голоден. Запад хочет отгородить себя от Востока, но, в то же время, нуждается в относительно дешевой рабочей силе. Восток стремится на Запад, так как там в материальном плане жизнь лучше, но, при этом, тянет с собой свои, пугающие Запад, моральные ценности. Размеживание идет еще и по имущественному признаку. Средний класс размывается. Устанавливается соотношение 20 на 80. Что означает, 20 % богатых и 80 % бедных. Причем, в слаборазвитых странах бедных может быть и 90, и 97 процентов.

Как я уже говорил, Восток тянет на Запад свои моральные ценности. И многие исламские деятели сейчас выступают с позиции «кто не с нами, тот против нас». (Для сравнения, напомню высказывание Христа, «нет ни эллина, ни иудея»).

Христианская религия утратила свои позиции, много людей либо не верит в Бога, либо только делает вид, что верит. В противовес западному миру, исламские общины представляют собой единый монолит. У одних – колоссальные материальные и финансовые ресурсы. У других – фанатичная вера…

На Западе сейчас нет сильной системообразующей идеологии, способной объединить людей вокруг себя. На Востоке такая идеология есть, но она требует неукоснительного отречения от индивидуальных ценностей в пользу  коллективных.

Алекс Неронов

Читайте далее — Новый системный кризис и история человечества. Часть 2.

Источник

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Это делать запрещено!