Боевые Искусства, а так же системы самообороны или самозащиты представляют собой инструмент для достижения каких-либо целей. В основном таких целей три: собственное выживание, победа над противником, духовное совершенствование, что свойственно некоторым восточным религиозно-философским течениям.
Классификация боевых искусств
Классификация боевых искусств может проводиться по разным параметрам и представляет собой довольно сложный процесс. Например, системы самообороны можно классифицировать по:
• Национальному признаку (учитывается народный фольклор и традиции);
• Географическому признаку (учитывается тип местности: например, горы, джунгли, пустыни, степь и т.п.);
• Историческому признаку (общность и преемственность культур, время возникновения, трансформации, этапы развития);
• Способу возникновения (естественному для самозащиты населения (у-шу, окинаватэ), искусственному в государственных интересах (каратэ-до, самбо) или в личных интересах (айкидо, дзюдо));
• Религиозно-философскому признаку (относится к восточно-азиатскому региону, где есть мусульманские, индуистские, буддийские, даосские школы, а так же к древнему восточно-европейскому региону);
• Применяемому оружию (метательное, длинное, подручное, без оружия и т.п.);
• Прочим особенностям, говорить о которых можно долго.
Поскольку китайские школы считаются наиболее универсальными, их использовали еще и для «активной медитации». Если говорить кратко, то чань-буддизм и даосизм практикуют «не-деяние», свободу разума и мировосприятия. По сути это даже не религии, а способ мировоззрения. Суть применения боевых искусств в обучении заключается в самодисциплине, универсальной физической подготовке и «отрешенном присутствии» во время поединка.
Если боец школы или монастыря не следовал этим законам, он неизбежно получал «болезненное наказание» в виде побоев от более искусного в «активной медитации» монаха. Умение постоять за себя в данном конкретном случае является скорее побочным эффектом и никогда небыло самоцелью, если не брать в расчет определенный период гонений на даосские и чаньские монастыри в средневековом Китае.
Если исключить из перечня целей практику «активной медитации» дальневосточных школ Чань (японск. Дзен) и Дао, то во всех остальных случаях изначальная цель использования Боевых Искусств – победа над соперником или противником. Или, как минимум, выживание в экстремальных ситуациях во время поединка, всеобщей битвы, наступления и отступления, а также выполнения различных заданий.
О философских аспектах, конкретных примерах и методах обучения самозащите мы поговорим в других статьях. Они будут рассчитаны на пользователя с опытом тренировок. В данном материале я обосновал необходимость введения на веб-ресурсе отдельного раздела «Боевые Искусства». Самозащита отлично вписывается в тактику выживания, а именно выживание является одной из основных тематик блога «Путь Экстрима».
Если учесть, что автор этих строк начал тренироваться в период советского каратэ в 1983 году, изучил много трудов и трактатов прежних мастеров, а так же ранее руководил подпольными (в СССР) и легальными секциями восточных единоборств, то мне есть что сказать. Боевые Искусства воспитывают характер и позволяют находить выход из экстремальных ситуаций в тех случаях, когда иные опустят руки или сделают неверный шаг. Об этом и не только мы и поговорим в будущем.